Объёмные требования к Итоговой Государственной аттестации По специальности 032101 «Физическая культура и спорт»

1.    Соревновательный период годичного тренировочного цикла в избранном виде спорта: направленность, варианты построения, типичные задачи, основные средства и методы, особенности динамики нагрузок.
2.    Средства и методы восстановления работоспособности и ее повышения в системе подготовки в избранном виде спорта. Характеристика, значение, виды, направленность, технологии планирования.
3.    Организационно-методические основы системы подготовки юных спортсменов в избранном виде спорта. Пути решения в современных условиях вопросов развития массового детского спорта.
4.    Соревнования в системе подготовки в избранном виде спорта (значение, планирование, организация и проведение, основные документы: положение о соревнованиях, заявка). Современные информационные технологии, используемые для контроля соревновательной деятельности.
5.    Развитие силовых способностей в избранном виде спорта. Виды силовых способностей, факторы, обусловливающие уровень проявления (анатомо-физиологические, биомеханические, психологические и др.), оценка уровня развития, методика развития.
6.    Особенности постановки и решения воспитательных задач в процессе занятий (на примере базового вида спорта).
7.    Техническая подготовка в избранном виде спорта: понятие, значение, виды, содержание, связь с другими видами подготовки.
8.    Особенности питания занимающихся в избранном виде спорта. Биологическое значение питания. Калорийность пищевого рациона и ее соответствие энерготратам организма. Сбалансированность пищевого рациона по белкам, жирам и углеводам.
9.    Личная педагогическая техника тренера, её компоненты
10.    Построение этапа непосредственной подготовки к соревнованиям в избранном ви-де спорта.
11.    Самоконтроль при занятиях физической культурой. Значение, формы, анализ наблюдений.
12.    Сферы нововведений в физической культуре и спорте. Обоснование инноваций в избранном виде спорта. Тенденции появления и развития новых видов спорта.
13.    Планирование в физической культуре. Структура, содержание, формы перспективного, текущего и оперативного планирования на примере базового вида спорта.
14.    Формирование в процессе занятий избранным видом спорта потребности в здоровом образе жизни. Понятие о здоровье и болезни. Факторы внешней среды, обеспечивающие высокий уровень здоровья.
15.    Техника безопасности при организации занятий в избранном виде спорта.
16.    Интеллектуальная подготовка в избранном виде спорта: понятие, значение, виды, содержание, связь с другими видами подготовки.
17.    Динамика функциональных состояний в период выполнения нагрузки. Характеристика функциональных состояний спортсмена: предстартовое, врабатывание, истинное и ложное устойчивое состояние. Физиолого-биохимическая характеристика утомления. Особенности развития утомления при работе в избранном виде спорта.
18.    Техника безопасности при организации занятий по базовым видам спорта.
19.    Структура годичного цикла тренировки в избранном виде спорта для квалифицированных спортсменов: периоды, этапы, условия, определяющие их продолжительность.
20.    Развитие скоростно-силовых способностей в избранном виде спорта. Виды скоростно-силовых способностей, факторы, обусловливающие уровень проявления (анатомо-физиологические, биомеханические, психологические и др.), оценка уровня развития, методика развития.
21.    Сущность и содержание спортивной этики, её особенности и связь с общечеловеческими нормами нравственности.
22.    Формы организации занятий по физической культуре, их классификация, назначение и методические особенности (на примере базового вида спорта).
23.    Особенности проведения занятий оздоровительной физкультурой с людьми пожилого возраста. Анатомические, биохимические и физиологические особенности лиц пожилого возраста: снижение интенсивности метаболизма, уменьшение возможностей энергетического обеспечения и восстановительных процессов.
24.    Общеразвивающие и специальные упражнения, обоснование подбора специальных упражнений в избранном виде спорта.
25.    Тактическая подготовка в избранном виде спорта: понятие, значение, виды, содержание, связь с другими видами подготовки.
26.    Построение спортивной тренировки женщин в избранном виде спорта с учетом физиологических, анатомо-морфологических, психологических особенностей женского организма.
27.    Технические средства и инвентарь, используемые в избранном виде спорта для повышения эффективности учебно-тренировочного процесса. Применение тренажерных устройств в технической и тактической подготовке, требования к  их построению и использованию для развития двигательных качеств в избранном виде спорта.
28.    Причины (биомеханического, психолого-педагогического,  материально-технического характера и др.) возникновения ошибок при освоении двигательных действий в избранном виде спорта, пути их предупреждения и исправления. Современные технологии, используемые для выявления и устранения двигательных ошибок.
29.    Понятие об адаптации, виды и индивидуальные типы адаптации. Физиологические механизмы и стадии адаптации. «Цена адаптации». Адаптация к мышечной работе. Физиолого-биохимические особенности  срочной и долговременной адаптации к физическим нагрузкам. Тренировочный эффект (на примере избранного вида спорта).
30.    Актуальные проблемы спорта высших достижений (гуманитарные, биологические, психологические, педагогические, экономические, организационные и др.).
31.    Значение, отличительные особенности, применение в физической культуре игрового и соревновательного методов и метода строго регламентированного упражнения (на примере базового вида спорта).
32.    Понятие спортивной формы, закономерности её развития, педагогические, физиологические, биомеханические, психологические критерии измерения и оценки в избранном виде спорта.
33.    Понятие спортивного коллектива, пути сплочения коллектива в процессе подготовки в избранном виде спорта.
34.    Реализация в процессе подготовки в избранном виде спорта принципов спортивной тренировки: цикличность тренировочного процесса, единство постепенности увеличения нагрузки и тенденции к максимальным нагрузкам.
35.    Профилактика травматизма и острых патологических состояний при занятиях избранным видом спорта. Оказание первой помощи.
36.    Реализация принципа воспитывающего обучения в целостном педагогическом процессе в избранном виде спорта.
37.    Реализация в процессе подготовки в избранном виде спорта принципов спортивной тренировки: непрерывность тренировочного процесса, волнообразность и вариативность динамики нагрузок.
38.    Методика обучения технике в избранном виде спорта с учетом особенностей формирования двигательного навыка. Физиологические и биомеханические механизмы формирования двигательного навыка. Двигательный динамический стереотип.
39.    Классификация спортивных сооружений по их функциональному назначению. Принципы устройства спортсооружений и оборудования в избранном виде спорта и правила их эксплуатации.
40.    Построение малых тренировочных циклов (микроциклов) в системе подготовки в избранном виде спорта: понятие микроцикла, факторы, обусловливающие их структуру, типы микроциклов.
41.    Спортивный отбор и спортивная ориентация в избранном виде спорта: критерии (педагогические, анатомо-физиологические, психологические и др.), этапы, организация, прогнозирование спортивных результатов. Учет генетических факторов при проведении отбора.
42.    Психологические приемы повышения мышечной чувствительности при обучении технике спортивных упражнений в избранном виде спорта («отключение» зрения при запоминании амплитуды движения, выполнение пассивных движений, идеомоторная тренировка и др.).
43.    Переходный период годичного тренировочного цикла в избранном виде спорта: направленность, типичные задачи, основные средства и методы, особенности динамики нагрузок.
44.    Особенности проведения занятий в избранном виде спорта с детьми старшего школьного возраста с учетом анатомо-морфологических, физиологических и психологических особенностей занимающихся.
45.    Управление системой подготовки в избранном виде спорта: сбор информации, анализ полученных данных, коррекция тренировочного процесса.
46.    Физическая подготовка в избранном виде спорта: понятие, значение, виды, содержание, связь с другими видами подготовки.
47.    Особенности проведения занятий по физической культуре с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с учетом анатомо-морфологических, физиологических и психологических особенностей организма детей.
48.    Воспитание сознательной дисциплины в спортивной деятельности в избранном виде спорта.
49.    Реализация в процессе подготовки в избранном виде спорта принципов спортивной тренировки: единство углубленной специализации и направленности к высшим достижениям, единство общей и специальной подготовки спортсмена.
50.    Понятие тренировочной нагрузки, её компоненты, учитываемые параметры и способы регулирования на тренировочном занятии в избранном виде спорта.
51.    Гигиенические нормативы при подготовке юных спортсменов: особенности режима дня, личная гигиена, питание, закаливание.
52.    Многолетняя подготовка спортсменов в избранном виде спорта: этапы, типичные задачи, основные средства и методы.
53.    Применение в тренировочном процессе по избранному виду спорта повторного, равномерного, переменного и интервального методов тренировки. Физиолого-биохимическое обоснование выбора методов.
54.    Структурные компоненты педагогической деятельности тренера в избранном виде спорта (организаторский, гностический, конструктивный, проектировочный, коммуникативный).
55.    Подготовительный период годичного тренировочного цикла в избранном виде спорта: направленность, варианты построения, типичные задачи, основные средства и методы, особенности динамики нагрузок.
56.    Психофизиологическая характеристика предстартового состояния, физиологические механизмы и разновидности. Неблагоприятные предстартовые состояния и способы их предотвращения и коррекции в избранном виде спорта. Значение разминки перед соревнованиями.
57.    Сущность и особенности воспитательного процесса в системе подготовки в избранном виде спорта.
58.    Структура процесса обучения двигательным действиям, характеристика его этапов (на примере базового вида спорта).
59.    Общая выносливость человека: определение, физиологические и биохимические механизмы. Функциональные резервы выносливости. Методы развития выносливости на примере адаптационных изменений в сердечно-сосудистой и дыхательной системах, опорно-двигательном аппарате и ЦНС. Оценка уровня развития у спортсменов.
60.    Роль общественных организаций (Федерации по виду спорта, коллегии судей, тренерских советов) в развитии избранного вида спорта.
61.    Структура и содержание отдельного занятия в избранном виде спорта. Типы занятий. Варианты сочетания занятий в одном тренировочном дне.
62.    Физиолого-биохимическая характеристика сдвигов в организме при мышечной деятельности. Изменения в организме при выполнении работы постоянной и переменной мощности. Характеристика сердечно-сосудистой, дыхательной системы, системы крови, опорно-двигательного аппарата, удельных и суммарных затрат энергии.
63.    Стратегии поведения при конфликте в спортивной группе: сотрудничество, соперничество, компромисс, приспособление, избегание.
64.    Понятия «подготовка спортсмена» и «спортивная тренировка». Цель, задачи подготовки спортсмена в избранном виде спорта.
65.    Аэробное и анаэробно-аэробное энергообеспечение мышечной деятельности, средства и методы повышения их емкости и мощности в избранном виде спорта.
66.    Современные тенденции изменения правил соревнований в избранном виде спорта и их влияние на развитие вида спорта.
67.    Место и значение избранного вида спорта в системе физической культуры.
68.    Развитие координационных способностей в избранном виде спорта: виды координационных способностей, факторы, обусловливающие уровень проявления (анатомо физиологические, биомеханические, психологические и др.). Оценка уровня развития, методика развития.
69.    Реализация системы принципов обучения в условиях обучения конкретному виду физкультурно-спортивной деятельности (на примере базового вида спорта).
70.    Общие основы техники двигательных действий в избранном виде спорта: элементы, фазы, периоды. Современные технологии, используемые для контроля и совершенствования техники двигательных действий.
71.    Восстановление во время и после работы в избранном виде спорта. Физиологические основы восстановления, основные закономерности восстановления, фазы восстановления. Средства повышения эффективности восстановления.
72.    Возникновение и развитие избранного вида спорта. Характеристика исторических этапов развития. Выдающиеся личности. Основные соревнования, знаменитые спортсмены.
73.    Построение средних тренировочных циклов (мезоциклов) в системе подготовки в избранном виде спорта: понятие мезоцикла, факторы, обусловливающие их структуру, типы мезоциклов.
74.    Развитие гибкости в избранном виде спорта: виды гибкости, морфо-функциональная характеристика, факторы, определяющие уровень проявления (анатомо-физиологические, биомеханические, психологические и др.), анатомические резервы и физиологические механизмы развития гибкости. Оценка уровня развития, методика развития.
75.    Классификация упражнений и терминология в избранном виде спорта. Их роль в учебно-тренировочной работе.
76.    Перенос двигательных навыков и способностей, его виды и значение в учебно-тренировочном процессе в избранном виде спорта.
77.    Общие физиологические закономерности роста и развития организма. Периодизация и гетерохронность развития организма. Сенситивные периоды развития раз-личных двигательных качеств, их учет при построении тренировочного процесса в избранном виде спорта. Гигиенические требования к правильному росту и развитию организма.
78.    Психологическая подготовка в избранном виде спорта: понятие, значение, виды, содержание, связь с другими видами подготовки.
79.    Интегральная подготовка в избранном виде спорта: понятие, значение, виды, со-держание, связь с другими видами подготовки.
80.    Показатели тренированности в избранном виде спорта, их использование в системе подготовки, состояния тренированности и перетренированности.
81.    Самовоспитание как составная часть воспитания в системе подготовки в избранном виде спорта. Методы самовоспитания.
82.    Планирование в системе подготовки в избранном виде спорта. Структура, содержание, формы перспективного, текущего и оперативного планирования.
83.    Развитие скоростных способностей в избранном виде спорта. Формы проявления скоростных способностей, факторы, обусловливающие уровень проявления (анатомо-физиологические, биомеханические, психологические и др.), оценка уровня развития, методика развития.
84.    Организация и методика проведения учебно-тренировочных сборов спортсменов высокой квалификации в избранном виде спорта.
85.    Понятия «метод», «методический прием», «методика». Требования к выбору методов в физическом воспитании (на примере базового вида спорта).
86.    Специальная выносливость в избранном виде спорта: формы проявления и характеристика, факторы, обусловливающие уровень проявления (физиологические, биомеханические, психологические и др.), оценка уровня развития, методика раз-вития.
87.    Развитие профессионального спорта в России: экономические и организационные основы, современное состояние, перспективы, проблемы.
88.    Контроль и учёт в системе подготовки в избранном виде спорта. Назначение, виды, содержание и технология проведения.
89.    Особенности проведения занятий в избранном виде спорта с детьми среднего школьного возраста с учетом анатомо-морфологических, физиологических и психологических особенностей занимающихся.
90.    Факторы, определяющие результативность соревновательной деятельности в из-бранном виде спорта, методы и способы регистрации показателей.