Тематический план практических занятий.  НГУФКСиЗ имени П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург

Практическое занятие 1. Оценка коммуникативной компетентности.

Основные понятия: коммуникация, компетентность, общение.
План занятий:
1. Общая характеристика общения.
2. Социально-коммуникативная компетентность студентов-спортсменов.
3. Элементы социально-психологического тренинга.

Вопросы для самостоятельной работы и обсуждения:
1. Из чего состоит социально-психологическая компетентность?
2. Что такое общение?
3. Какие существуют методы психодиагностики общения?
4. Можно ли общению научиться?

Дополнительная литература.
1. В.А.Горянина. Психология общения. М. Изд. Академия.2002.
2. Е.В. Сидоренко. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. Санкт-Петербург. Изд. Речь.2002.
3. П. Мицич. Как проводить деловые беседы. М. Изд. Экономика. 1983.
4. Р.И.Мокшанцев. Психология переговоров. М.Изд. ИНФРА-М_Сибирское соглашение.2002.
5. А.П.Панфилова. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. Санкт-Петербург.1999.
6. А.Б.Добрович. Общение: наука и искусство. Изд. Знание. М. 1978.
8. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982. – 168 с.
9. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. – М.: Изд-во МГУ, 1989. – 216 с.

Практическое занятие 2. Техники работы с негативными переживаниями.

Основные понятия: переживания, эмоции, чувства.
План занятий:
1. Психологическая сущность переживаний.
2. Техники работы с переживаниями.
3. Анализ индивидуальных переживаний.

Вопросы для самостоятельной работы и обсуждения:
1.    В чем сущность методики перепереживания по Экхарду?
2.    В чем смысл отношения к переживаниям Ф.Перлза?
3.    Какие еще вы знаете техники работы с переживаниями?

Дополнительная литература.
1. Брукс Ч. Как вернуть полноту переживания. М., 1997.
2. Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. О том, что в зеркалах: Очерки групповой психотерапии и тренинга, М.: Класс, 1999.
3. Минделл А. На краю жизни и смерти. М.: Класс, 2000.
4. Перлз Ф, Гештальт-подход и свидетель терапии. М,: Либрис,1996.
5. Рейноутер Дж. Это в ваших силах. М.: Прогресс, 1992.
6. Самуэлс Э. Юнг и постюнгианцы. М.: ЧеРо, 1997.Гуггенбюль Крейг А. Наивные старцы. Анализ современных мифов. С-Пб.: БСК, 1997.

Практическое занятие 3.  Ассертивность спортсмена.

Основные понятия: уверенность, самостоятельность, ассертивность.
План занятий:
1. Сущность феномена ассертивности.
2. Методы психодиагностики ассертивности.
3. Развитие умений и навыков ассертивного поведения.

Вопросы для самостоятельной работы и обсуждения:
1. Какие вы знаете теории научения?
2. Какие вы знаете права человека?
3. Назовите методы развития ассертивности?

Дополнительная литература.
1. Р.Э.Альберти, Л.Эммонс. Самоутверждающее повнедение/Пер. с англ. М.В.Горшкова – СПб.: «Академический проект», 1998 – 190с.
2. В.Каппони,Т.Новак. Сам себе авторитет /пер. с чешского А.Агарков. – СПб: Питер, 1995. – 160с.
3. М. Смит. Как научиться говорить «нет»: Пер. с англ. – СПб.: ИК «Комплект», 1996.-315с.

Практическое занятие 4.  Формирование уверенности у спортсмена.

Основные понятия: уверенность, самостоятельность, настойчивость.
План занятий:
1. Сущность феномена уверенности.
2. Методы развития уверенности в себе..
3. Развитие умений и навыков уверенного поведения.

Вопросы для самостоятельной работы и обсуждения:
1. Какие вы знаете теории научения?
2. Какие вы знаете права человека?
3. Назовите методы развития уверенности?

Дополнительная литература.
1. Р.Э.Альберти, Л.Эммонс. Самоутверждающее повнедение/Пер. с англ. М.В.Горшкова – СПб.: «Академический проект», 1998 – 190с.
2. В.Каппони,Т.Новак. Сам себе авторитет /пер. с чешского А.Агарков. – СПб: Питер, 1995. – 160с.
3. М. Смит. Как научиться говорить «нет»: Пер. с англ. – СПб.: ИК «Комплект», 1996.-315с.

Практическое занятие 5.  Психодиагностика темперамента, характера и способностей спортсменов.

Основные понятия: темперамент, характер, способности.
План занятий:
1. Психологические свойства темперамента.
2. Акцентуации характера.
3. Классификация способностей.

Вопросы для самостоятельной работы и обсуждения:
1. Какие особенности способностей выделяются в позиции Б.М. Теплова?
2. Чем отличаются задатки от способностей?
3. Как соотносятся понятия способности и одаренности?
4. Каковы основные проблемы диагностики способностей?
5. Какие вопросы психологии способностей оставались дискуссионными на протяжении ряда тысячелетий?
6. Какова роль анатомо-физиологических задатков в развитии различных видов способностей?
7. Какие факторы способствуют успешному развитию способностей?
8. В чем состоит сходство и различие общих и специальных  способностей?
9. Каковы основные уровни развития способностей?
10. Какова взаимосвязь характера и индивидуального жизненного стиля?
11. Какова взаимосвязь темперамента и характера?
12. Каковы основные психологические свойства темперамента и их основные проявления?
13. Влияет ли темперамент на продуктивность той или иной деятельности?
14. В чем проявляется взаимосвязь темперамента и характера?
15. Можно ли изменить тип темперамента?

Дополнительная литература.
1. Богоявленская Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей // Психологический журнал, № 5, 1995.
2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей.- СПб.: Питер Ком, 1999.
3. Платонов К.К. Проблемы способностей. - М.: -Наука'*, 1972.- С. 135.
4. Теплев Б.М. Избранные труды: В 2-х т. Т.П. - М.: Педагогика, 1985.
5. Кречмер Э. Строение тела и характер // Субъект деятельности /Хрестоматия по общей психологии. Вып. П. - М.: Российское психологическое общество 2000.
6. Кречмер Э. Строения тела и характер. - М.: Госиздат, 1924.
7. Небылицын В.Д. О структуре основных свойств нервной системы // Вопросы психологии. 1963, №4.

Практическое занятие 6.  Особенности влияния фактора публичности на психику и поведения спортсмена.

Основные понятия: публичность, толпа, влияние.
План занятий:
1. Поведение человека в группе.
2. Феномены группового воздействия в социальной психологии.
3. Индивидуальные особенности проявления психики в социуме.

Вопросы для самостоятельной работы и обсуждения:
1. Какому российскому ученому принадлежит развернутое изложение взглядов о сущности социально-психологических явлений?
2. Верно ли, что в 1920-е гг. в зарубежной социальной психологии для изучения личности и группы был впервые применен экспериментальный метод с последующей количественной обработкой данных?
3. Верно ли, что в центре внимания социальной психологии находятся процессы лидерства и руководства, социальные установки и активность личности в ходе общения, а также массовидные явления?
4. Каковы основные феномены социальной психологии?

Дополнительная литература.
1. Родионов А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат. — М.: Физкультура и спорт,1983.
2. Богданова Д.Я. Практические занятия по психологии. — М.: Просвещение, 1985.
3. Стамбулова Н.Б. Психология спортивной карьеры: Учебное пособие. — СПб., 1999.

Практическое занятие 7.  Стратегии  преодолевающего поведения в спорте.

Основные понятия: воля, преодоление, стратегии преодоления.
План занятий:
1. Сущность феномена преодоления.
2. Методы диагностики преодоления.
3. Функция преодоления в психотерапевтической практике.

Вопросы для самостоятельной работы и обсуждения:
1. В чем смысл феноменологии преодоления?
2. Какие бывают виды преодолевающего поведения?
3. Роль преодоления в спорте?

Дополнительная литература.
1. Котырло В.К.К вопросу  волевого поведения  у дошкольников. Киев.,1971г.
2. Ланге Н.Н. Психологический   мир.   Избранные психологические труды. М. 1959 г.
3. Пуни  А.Ц.   Психологические   основы   волевой подготовке в спорте.  М.   1973 г. 
4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии.  М.,1999 г.
5. Селиванов В. И. Психология волевой активности. Рязань, 1974 г.

Практическое занятие  8.  Психологическая защита спортсмена.

Основные понятия: защита, ритуал.
План занятий:
1. Сущность феномена психологической защиты.
2. Зарубежные и отечественные концепции защиты.
3. Методы диагностики психологической защиты.
4. Классификация защит.

Вопросы для самостоятельной работы и обсуждения:
1. Что такое «вытеснение»?
2. Какая существует зависимость между психологической защитой и переживаниями?
3. Какую роль выполняют спортивные ритуалы в спорте?

Дополнительная литература.
1. Бассин, Ф.В. О силе «Я» и психологической защите / Ф.В. Бассин // Вопросы философии. - 1969. -  № 2, -  С. 118 - 125.
2. Бурно, М.Е О защитно-психологической структуре гипноза / М.Е.Бурно, В.Е. Рожнов // Журнал. невропат. и психиатр. им. С.С. Корсакова. - 1976. - №9, С.1406-1408.
3. Грановская, Р.М.Психологическая защита у детей / Р.М.Грановская, И.М.Никольская. - Спб.: Речь, 2000. 507с.
4. Доценко, Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита
5. Журбин, В.И. Понятие психологической защиты в концепциях 3. Фрейда и К.Роджерса / В.И. Журбин //Вопросы психологии.-  1990. - №4, - С. 14 - 23.
6. Киршбаум, Э.И. Психологическая защита /Э.И.Киршбаум, А.И. Еремеева. – 3-е изд. – М.: Смысл, СПБ.: Питер, 2005. – 176с.
7. Креч, Д. Фрустрация, конфликт, защита / Д. Креч, Р. Кратчфилд, Н. Ливсон // Вопросы психологии. – 1991. - №6.

Практическое занятие 9.  Виды психологической  защиты.

Основные понятия: уровни защиты, виды защиты, функции защиты.
План занятий:
1.Феноменология защитного поведения.
2.Зарубежные и отечественные концепции защиты.
3.Методы диагностики психологической защиты.
4.Классифкация видов защит.

Вопросы для самостоятельной работы и обсуждения:
1. Что такое «вытеснение»?
2. Какая существует зависимость между психологической защитой и переживаниями?
3. Какую роль выполняют спортивные ритуалы в спорте?

Дополнительная литература.
1. Бассин, Ф.В. О силе «Я» и психологической защите / Ф.В. Бассин // Вопросы философии. - 1969. -  № 2, -  С. 118 - 125.
2. Бурно, М.Е О защитно-психологической структуре гипноза / М.Е.Бурно, В.Е. Рожнов // Журнал. невропат. и психиатр. им. С.С. Корсакова. - 1976. - №9, С.1406-1408.
3. Грановская, Р.М.Психологическая защита у детей / Р.М.Грановская, И.М.Никольская. - Спб.: Речь, 2000. 507с.
4. Доценко, Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита
5. Журбин, В.И. Понятие психологической защиты в концепциях 3. Фрейда и К.Роджерса / В.И. Журбин //Вопросы психологии.-  1990. - №4, - С. 14 - 23.
6. Киршбаум, Э.И. Психологическая защита /Э.И.Киршбаум, А.И. Еремеева. – 3-е изд. – М.: Смысл, СПБ.: Питер, 2005. – 176с.
7. Креч, Д. Фрустрация, конфликт, защита / Д. Креч, Р. Кратчфилд, Н. Ливсон // Вопросы психологии. – 1991. - №6.

Практическое занятие  10.  Методы  психического воздействия в спорте.

Основные понятия: психическое воздействие, психическое влияние.
План занятий:
1. Теория и практика психического воздействия.
2. Сознательные и бессознательные механизмы воздействия.
3. Методы влияния в практической психологии.

Вопросы для самостоятельной работы и обсуждения:
1. Как осуществляется психическое воздействие в различных психотерапевтических практиках?
2. Какие вы знаете виды психического воздействия?
3. Роль психического воздействия в СМИ?

Дополнительная литература.
1. Акулинин А.Ю. Психологическое воздействие в условиях преступного посягательства. —Липецк, 1997.
2. Артемов В..Л. Правда о неправде. Критические очерки по империалистической антисоветской пропаганде 70-х годов. — М.: Искусство, 1979.
3. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. С.-Пб., 2000.
4. Ковалев Г.А. Теория социально-психологического воздействия // Основы социально-психологической теории / Под ред. А.А.Бодалева, А.Н.Сухова. - Рязань.1995.
5. Ковалев Г.А. Три парадигмы в психологии — три стратегии психологического воздействия // Вопросы психологии № 3.1987.
6. Ковалев Г.А. О системе психологического воздействия (К определению понятия) // Психология воздействия (проблемы теории и практики): Сб. научи, тр.: АПН СССР. НИИ общей и педагогической психол. — М., 1989.
7. Куликов В.Н. Психологическое воздействие: методологические принципы исследования // Теоретические и прикладные исследования психологического воздействия. — Меж. вуз. сб. - Иванове, 1982.
8. Проблемы психологического воздействия: Межвузовский сборник научных трудов. — Иванове, 1979.
9. Чалдини Р. Психология влияния. — СПб.: Питер, 1999.